Цифровая образовательная среда
Цель Федерального проекта «Цифровая образовательная среда»:
создание к 2024 году цифровой образовательной среды (ЦОС) для обеспечения высокого качества и доступности образования всех видов и на всех уровнях, а также подключение всех образовательных организаций к высокоскоростному Интернету, внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс. При этом об отмене традиционной классно – урочной системы речь не идёт – отказываться от неё не планируется.
Цифровая образовательная среда в школе - что это такое?
ЦОС – это всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную образовательную среду. Под Цифровой образовательной средой понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса – учеников, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно – коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
Основные термины и определения:
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.
Организационные принципы построения ЦОС:
-
Единство — согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
-
Открытость — свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
-
Доступность — неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством Интернет, независимо от способа подключения.
-
Конкурентность — свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
-
Ответственность — право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
-
Достаточность — соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
-
Полезность — формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.
Цели ЦОС:
Для ученика:
-
расширение возможностей построения образовательной траектории;
-
доступ к самым современным образовательным ресурсам;
-
растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителя:
-
расширение образовательных возможностей для ребенка;
-
снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
-
повышение прозрачности образовательного процесса;
-
облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для учителя:
-
снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
-
снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
-
повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
-
формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
-
формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
-
формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
-
облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Для школы:
-
повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
-
расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
-
снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
-
расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для региона:
-
автоматизация мониторинга за образовательным процессом;
-
оптимизация коммуникации со всеми участниками;
-
оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
-
повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
-
возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;
-
сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота.
Для государства:
-
рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
-
снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;
-
повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
-
повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;
-
повышение прозрачности образовательного процесса;
-
оперативность мониторинга за результатами.
Федеральные документы
2019 год
2020 год
2021 год
Региональные документы
Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда» на территории Саратовской области»
Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда»
Методические рекомендации "Цифровая трансформация образования"
Муниципальные документы